Мягко говоря, он вышел сырым. И первый признак поспешной недоработанности – отсутствие понятийного аппарата. Ранее в законодательстве Российской Федерации определения самозанятого гражданина не было, его предлагалось умозрительно вывести из тех видов дохода, который указанный гражданин извлекает из своей коммерческой деятельности. Единственное место смыслового упоминания – Налоговый кодекс РФ, статья 217, пункт 70.
Самозанятым является физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, при этом получающее доход от других физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. К списку таковых нужд приписывались: уход за детьми, больными, пожилыми, репетиторство, уборка жилых помещений и помощь в ведении домашнего хозяйства. Подразумевалось, что самозанятые граждане не выступают в качестве работодателя и регистрируются в налоговых органах по месту жительства.
Теперь с выходом нового закона «Об экспериментах» дает нам другое определение: самозанятым гражданином может быть как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, если извлечение дохода не подразумевает привлечения наемных сотрудников (по трудовому договору) и у такого физического лица нет работодателя.
Список видов деятельности, которыми может заниматься самозанятый гражданин, тоже пока никак не определен, кроме перечисления исключений. То есть видов деятельности, которые нельзя приравнивать к самозанятости:
- Получение заработной платы;
- Продажа недвижимого имущества и транспортных средств;
- Аренда недвижимого имущества (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
- Государственная гражданская и муниципальная служба, за исключением сдачи в аренду (наем) жилых помещений;
- Продажа личного имущества;
- Реализация ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
- Передача имущества в доверительное управление, а также от участие в договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности);
- Выполнение услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиком услуг (работ) выступает работодатель или бывший менее двух лет назад работодатель;
- Уступка (переуступка) прав требований; доходов в натуральной форме;
- Деятельность, указанная в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса РФ, полученные лицами, состоящими на учете в соответствии с пунктом 73 (из-за скорости принятия Закона об эксперименте между цифрами 7 и 3, очевидно, пропала точка, так как пункта 73 в статье просто нет) статьи 83 Налогового кодекса РФ;
Кроме того, Закон об эксперименте исключил из сферы своего действия граждан, которые уже зарегистрировались ранее в качестве самозанятых (тех, кто подпадает под действие пункта 70 статьи 217 Налогового кодекса РФ). То есть «новые» самозанятые, зарегистрированные в 4 экспериментальных субъектах РФ, будут отличаться от уже существующих самозанятых на остальной территории страны.
Кроме того, самозанятыми гражданами не считаются:
- продавцы подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;
- граждане, торгующие товарами, имущественными правами, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Здесь снова мы можем наблюдать недоработку закона, так как статья 2 этого же документа исключает из числа самозанятых лиц, торгующих личным имуществом;
- добытчики и (или) продавцы полезных ископаемых;
- работодатели;
- лица, действующие на основании поручения, комиссии, либо агентских договоров, за исключением доставки товаров и приема (передаче) платежей за указанные товары (работы, услуги) в интересах других лиц;
- лица, применяющие иные режимы налогообложения или осуществляющие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев применения иных режимов налогообложения и исчисления налога на доходы физических лиц с доходов от предпринимательской деятельности до перехода на указанный специальный налоговый режим;
- лица с доходом в календарном году более 2,4 миллиона рублей.
Таким образом, в стране появятся два типа самозанятых граждан: те, которые будут участвовать в экспериментальной законотворческой разработке, и те, которые продолжат работать и отчитываться перед налоговыми органами по старой схеме.