Не секрет, что динамика выдачи микрозаймов зависит от сезона. Месяцы, когда люди активно оставляют заявки, чередуются с месяцами «бездействия». Редакция КредитОтзыв.RU узнала время наибольшего и наименьшего спроса на займы в разных компаниях.
На наши вопросы ответили:
- Алексей Имховик, руководитель службы управления кредитными рисками ООО МФК Саммит (развивает бренд «ДоброЗайм»);
- Игорь Смирнов, генеральный директор компании Creditter;
- Ольга Семенова, руководитель группы разработки и внедрения розничных проектов OR GROUP (ранее «Обувь России»);
- Филипп Чистяков, Заместитель генерального директора Консалтинговой группы IFL
– Как и почему количество выданных займов зависит от сезона?
Алексей Имховик: Выдача займов имеет свои сезоны. Так месяцами наибольшего спроса являются декабрь (подготовка к Новогодним и Рождественским праздникам), март (праздник 8 марта и приближение весенне-летнего сезона) и август (новый учебный год). Наименьший спрос наблюдается в январе, а также в период отпусков – июнь, июль.
Игорь Смирнов: Активность заемщиков меняется в течение года. Чемпион – летний сезон. Займы максимально востребованы у населения все три месяца. Это традиционное время отпусков, путешествий, свадеб – событий, которые требуют денежного вложения. Соответственно, потребителям интересно получение заемных средств в этом периоде.
Ольга Семенова: Ярко выраженной сезонности на рынке МФО нет, но наблюдается повышенный спрос на займы перед национальными праздниками и небольшой спад по количеству заявок в начале года. В остальном рынок показывает стабильную динамику роста за исключением периода действия карантинных ограничений.
Филипп Чистяков: Сезонность выражена и в кредитовании малого бизнеса. Первый квартал и летние месяцы имеют самые низкие показатели. Весной оживляются те, кто работает с сельхозпроизводителями и компаниями из сферы туризма. Одни готовятся к посевной, другие обновляются к летнему сезону. Пик выдачи кредитов приходится на ноябрь-декабрь.
– Что происходит с количеством обращений перед праздниками?
Алексей Имховик: Увеличение количества поступающих заявок начинается за 2-3 дня перед началом общепринятых праздников. Пик приходится на предпраздничный рабочий день. В праздники и выходные увеличивается число онлайн-займов. Люди оставляют заявки на сайте или в мобильном приложении и получают деньги на карту.
Игорь Смирнов: Рост заявок действительно зависит от больших праздничных дат. Любой праздник требует подготовки и расходов. Микрозайм, быстрый и удобный способ получения денег, как всегда кстати. Дни, предшествующие праздничным, характеризуются повышенным спросом на заемные денежные средства.
Ольга Семенова: Увеличение числа обращений напрямую связано с праздниками. Например, перед Новым годом люди оформляют займы для подготовки новогоднего стола, перед 8 марта – для покупки подарков, перед «Днем знаний» – чтобы собрать детей в школу. По нашим данным, в феврале, мае и августе количество заявок на выдачу займов увеличивается на 30%, в декабре – на 60%.
Филипп Чистяков: Главный пик кредитования – Новый год. Я связываю его скорее с активностью работников банков, чем с запросами предпринимателей. Менеджеры закрывают годовые показатели и начинают атаковать бизнес интересными предложениями. Они идут на специальные условия и ночуют на работе, готовя сделки.
– На что берут деньги весной?
Алексей Имховик: Цели, на которые клиенты берут займы весной, не сильно отличаются от целей займов других периодов. Однако, безусловно, увеличивается доля заемщиков, которые планируют сделать ремонт, обновить гардероб или потратить деньги на услуги автосервисов – сменить зимнюю резину на летнюю.
Игорь Смирнов: Наша организация предоставляет потребительские займы на любые цели. Это удобно, т.к. потребитель сам выбирает, на что потратит полученные деньги – никаких ограничений. Весной, как правило, это ремонт дачных объектов, приобретение инструментов, обновление гардероба и др.
Ольга Семенова: Микрофинансирование удовлетворяет текущие потребности клиентов, но можно выделить несколько «весенних» целей займов. В первую очередь это затраты, связанные с открытием дачного сезона. Например, покупка садового инвентаря. Также люди берут деньги на ремонт, отпуск и подарки близким.
Филипп Чистяков: «Весенние» цели займов малого бизнеса заметно отличаются от потребительских. Можно выделить две главные. Весной предприниматели обращаются за деньгами для пополнения оборотных средств или покупки основных. Инвестиционное кредитование используется гораздо реже.
Итак, эксперты сходятся в одном – динамика выдачи займов действительно зависит от сезона. Количество заявок увеличивается перед праздниками – Новым годом, 8 марта, 1 сентября. Традиционной «весенней» целью является открытие дачного сезона. Люди берут деньги, чтобы провести ремонтные работы на дачном участке.
Источник: КредитОтзыв.ru